Функциональная грамотность
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
О востребованности функциональной грамотности
Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания.
С учениками 1-4 классов отрабатываем метапредметные навыки.
С учениками 5-9 классов развиваем:
- Читательскую грамотность
- Математическую грамотность
- Естественнонаучную грамотность
- Креативное мышление
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
1. Читательская грамотность |
Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
2. Естественно-научная грамотность |
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
3. Математическая грамотность |
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
4. Финансовая грамотность |
совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление |
способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции |
сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
Развитие функциональной грамотности
Региональная команда по Финансовой грамотности Орловская область
Приказ Департамента образования Орловской области от 05 октября 2021 года № 1358 “О проведении PISA”
Документы муниципального уровня
Документы школьного уровня
План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2021/22 учебный год
Выписка из протокола педагогического совета
Информация об организации тестирования обучающихся 8-х классов в РЭШ на основе
Электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности
№ | Образовательная организация | Дата прохождения тестирования | Количество обучающихся 8 кл., прошедших тестирование |
ФИО учителя/ предмет |
1 | МБОУ «Верхне-Скворченская ООШ» | 09.12.2021 | 2 | Филичева Н.А. Естественнонаучная направленность |
Материалы для учащихся, педагогов, родителей
по формированию и оценке функциональной грамотности:
- Компетенции 4К — формирование и оценка на уроке
- Примеры открытых заданий PISA
- Сборник информационных и методических материалов для педагогов
- Уроки формирования функциональной грамотности (по ФГОС общего образования)
- Что значит Быть грамотным - методические рекомендации для детей и родителей
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности